О Канаде обучение за рубежом, образование в Канаде, обучение в Канаде
Обучени в Канаде Образование в Канаде
Все образование Австралии:
где и как учиться!
Наши консультации:
Задайте свой вопрос об обучении в Канаде!
Советы отъезжающим в Канаду
О Канаде
О Канаде Обучение в Канаде
  |  Часто задаваемые вопросы  |  Наши форумы  |  Каталог учебных заведений Канады  |  Консультация по обучению в Канаде  |   Телефон: +7 (495) 995-95-14       
О Канаде
Стажировка в Канаде
О Канаде
Обучение в Канаде
Школы Канады
Колледжи Канады
Университеты Канады
Дистанционное образование в Канаде
Английский язык в Канаде
Французский язык в Канаде
МВА в Канаде
TOEFL/GMAT
Советы отъезжающим в Канаду
Рейтинг учебных заведений Канады
Стипендии в Канаде
Отвечает посольство Канады (архив 2006 года)



Реклама на сайте


Все об образовании в Австралии


Внимание! «Горячая» линия!

В связи с увеличением количества запросов от родителй и студентов, желающих продолжить свое обучение в ведущих университетах и колледжах США и Канады, Бюро «Прямой разговор» выделяет специальную линию для организации и проведения консультаций. Телефон будет работать с 9.00 до 21.00, включая субботу и воскресенье.
+7-926-539-2330

Канада: на путях построения инновационного общества




Главная > О Канаде > Канада: на путях построения инновационного общества

Канада: на путях построения инновационного общества

Cтатья публикуется с любезного разрешения автора, профессора, руководителя отдела Канады Института США и Канады В. И. Соколова.

На рубеже нынешнего века в экономически стабильной Канаде сделан серьезный поворот - к построению инновационного общества, основанном на высоком образовательном уровне и знаниях, позволяющим реализовать более высокие темпы развития страны, его качественных показателей за счет внедрения этих знаний в жизнь. Канада стала на путь принципиального изменения своей образовательной и научно-технической политики, имеющей целью охватить все общественные структуры, формирование нового инновационного потенциала. Речь, факктически, идет об изменении ценностных ориентиров канадского общества, о потенциальных путях его развития, о создании такой экономики, которая в зарубежной научной литературе получила название "экономики, основанной на знаниях" ("кnowledge-based economy").

На рубеже нынешнего века в экономически стабильной Канаде сделан серьезный поворот — к построению инновационного общества, основанном на высоком образовательном уровне и знаниях, позволяющим реализовать более высокие темпы развития страны, его качественных показателей за счет внедрения этих знаний в жизнь. Канада стала на путь принципиального изменения своей образовательной и научно-технической политики, имеющей целью охватить все общественные структуры, формирование нового инновационного потенциала. Речь, факктически, идет об изменении ценностных ориентиров канадского общества, о потенциальных путях его развития, о создании такой экономики, которая в зарубежной научной литературе получила название "экономики, основанной на знаниях" ("кnowledge-based economy").

Надо сказать при этом, что канадский рынок рабочей силы уже претерпевает значительные изменения под влиянием тенденции на усиление образовательного ценза рабочей силы: так, с 1990 по 2000 гг. было создано 1,8 млн. рабочих мест для высокообразованных рабочих, за это же время потеряно более 1 млн. рабочих мест для занятых со средним или менее среднего образования. Половина канадской рабочей силы в возрасте между 25 и 64 годами имеют образование и дипломы выше среднего образования (в США только 37%) .

Канада имеет самый высокий уровень послешкольного образования и является второй страной по уровню университетского образования. Число иммигрантов с высшим образованием и квалификацией превышает число эмигрантов такого уровня. Уже в 1996 г. чуть более 60% всех занятых в сфере науки и техники работали в сфере услуг, из них 16% — в области здравоохранения и социальных услуг, 11% — в оптовой и розничной торговле, 8% — в обеспечении услуг бизнеса, 7% — в обеспечении государственных услуг.

В своем движении к инновационному обществу Канада опирается и на те значительные заделы, которые были совершены канадской наукой в самых различных областях. А Канада, надо сказать, имеет весьма примечательную историю и в мировой науке. Так, среди нобелевских лауреатов из Канады широко известно имя Сэра Фредерика Бантинга из г.Аллистон (провинция Онтарио), который через многочисленные опыты и неудачи пришел в начале 20-ых годов к открытию инсулина, возвращающего к нормальной жизни миллионы больных сахарным диабетом. Канадским лауреатом престижной международной премии является и Уильям Ослер, который на рубеже 19 и 20-го веков сделал особый вклад в борьбу с пневмонией, тифом и рядом других опасных заболеваний. Два наиболее известных американских экономиста — Джон Гелбрейт (советник президентов США от Ф. Рузвельта до Дж. Кеннеди, профессор Гарварда) и Роберт Манделл (советник Р.Рейгана и автор "евроизации" Европейского сообщества, получивший за это Нобелевскую премию) родились в тихих уголках провинции Онтарио. В плеяде нобелевских лауреатов по экономике и Мирон Шолес, предложивший новый метод в рассчете доходов в экономической сфере.

Среди нобелевских лауреатов из Канады химики Сидней Олтман, Генри Тоб, Герхард Херцберг, Рудольф Маркус, Джон Поляный, Микаел Смит, медики — Фредерик Бантинг, Дэвид Хьюбел, Чарльз Хаггинс, физики — Артур Шалоу, Ричард Тейлор и Бертрам Брокхауз. В канадских университетах трудились и другие лауреаты Нобелевской премии — химик Уильям Джиок, медик Андрю Шолли, литератор Саул Биллоу .

Мало известно и о том, что такие ныне привычные для нас предметы как молния-застежка или шоколадная плитка также имеют "канадское происхождение". Канадцы, как считается в этой стране, являются авторами технологий производства керосина или, скажем, мороженных продуктов, применение которых беспрецедентно в нынешние времена. Наконец, даже зеленый американского доллара имеет канадское происхождение: в 19-ом веке профессор химии Университета МакГилл в Монреале Томас Хант изобрел зеленые чернила, которые не могли в то время подделывать фальшивомонетчики.

Особое внимание развитию науки в Канаде удеятся и в нынешнее время. Затраты на научные исследования и разработки (НИР) растут динамичными темпами, о чем говорят данные таблицы 1.

Таблица 1. Динамика и основные источники национальных расходов на НИР в Канаде, 1990-2010 гг.

Источники
1990
2000
2010 (прогноз)
Федеральное правительство, доля в %
28
18
15
Провинциальные правительства, доля в %
6
4
4
Частный сектор, доля в %
39
43
46
Высшие учебные заведения, доля в %
16
15
12
Неправительственные организации, доля в %
2
2
2
Зарубежные организации, доля в %
9
18
21
ВСЕГО, в млрд. кан. долл
10.3
19.6
н/д

Источник: A Report On Science and Technology — 2002, Ottawa, p.24

В настоящее время национальные затраты на науку и технологии составляют чуть более 2 % от ВВП Канады, что пока заметно меньше, чем в США, Японии и многих западноевропейских странах . Число занятых в научно-технологическом секторе экономики Канады составляет около 60 человек на каждые 10 тыс., занятых в хозяйстве страны. Этот показатель приближается к среднему уровню для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), однако заметно меньше, чем в США (около 90) или Японии (95). Лидером же по этому показателю является Финляндия (более 127 человек) . Соотношение общих затрат на НИР к ВВП в Канаде сейчас примерно такое же как и в Европейском Союзе (1,88 %) .

В 1970-ых годах 70 % всех средств, выделяемых правительством страны, использовалось государственными научными учреждениями, в 2002 г. эта доля снизилась до 56 %, что показывает расширение системы контрактного ведения научно-исследовательских работ. Заметим, например, что из более чем 12 млрд. долл. , израсходованных частным сектором Канады на НИР в 2003 г. (национальные расходы на НИР в 2003 г. уже составили 22,5 млрд. долл.), собственные средства обеспечили лишь 9,1 млрд. долл., а почти 3 млрд. долл. было получено из иностранных источников и от правительства Канады.

Еще более сложной является палитра финансирования канадских университетов: из 7,8 млрд. долл., выделенных на науку в университетах в 2003 г., собственные средства составили 3,6 млрд. долл., более 1,9 млрд. долл. было выделено федеральным правительством, 860 млн. — правительствами провинций, 730 млн. — частными компаниями, остальное, и свыше 700 млн. долл. — неправительственными и иностранными организациями .

Наиболее быстрыми темпами растут расходы на НИР в частном секторе экономики: с немногим более 1 млрд. долл. в 1971 г. до 8 млрд. долл. в 1999 г. (в постоянных ценах 1997 г.). За этот же период втрое в сопоставимых ценах увеличились расходы на науку канадских университетов, а с конца 1970-ых годов активно стал привлекаться для развития науки и иностранн капитал, которые к концу прошлого десятилетия достигли 3 млрд. долл. в ценах 1997 г., то есть фактически уровня финансирования НИР федеральным правительством.

Именно с 70-ых годов прошлого столетия в Канаде началось активное вмешательство государства в процесс становления национального научно-технического потенциала, в частности, путем расширения научной инфраструктуры канадских университетов, создания государственных научных центров и лабораторий. В 1973 г. создается Национальный исследовательский совет (National Research Council Canada), призванный координировать работу государственных центров и разрабатывать общую стратегию развития научно-технического потенциала страны.

В научно-исследовательском секторе федерального правительства в 2001 г. уже работало почти 32 тыс. сотрудников, из них 13 тыс. — научные работники и иные профессиональные кадры, а собственно в НИР было вовлечено более 6 тыс. государственных служащих.

При этом надо отметить, что задача интенсификации научных исследований и разработок привела в Канаде к относительному сокращению государственных расходов в общей структуре затрат на НИР — с более чем 30 % в 1970-ых годах почти до 20 % в 2002 г. Однако это обстоятельство отражает общую тенденцию в финансировании НИР в странах ОЭСР. Ныне доля государственных расходов на НИР в ВВП составляет в Канаде 0,22 % (при том, что в абсолютных цифрах затраты федерального правительства на НИР возросли на 50 % за период с 1997 г. до 2002 г.), в то время как средний показатель для стран ОЭСР составляет 0,24 %.

Основные направления государственной научно-технической политики в Канаде в конце прошлого века можно определить следующими тремя областями:  — активная поддержка всеобщей информатизации канадского общества путем доступа к современным средствам связи и источникам информации;  — равитие вузовской науки и превращение университетского образования в "продукт экспорта";  — реформирование государственного регулирования предпринимательского сектора с целью повышения мотивации в проведении НИР.

Однако эти меры, хотя и оказали самое серьезное влияние на развитие научно-технического потенциала страны, не вывели ее в передовые научные державы мира. Отсюда и возникла идея содания общенациональной программы построения в Канаде инновационного общества. Основная задача этой программы — добиться к 2010 г. вхождение страны в пятерку ведущих научных держав мира.

Архитектура перехода к инновационному обществу

Инициатива создания общенациональной программы по инновациям была выдвинута премьер-министром страны в его Тронной речи еще в январе 2001 г. В следующем году федеральным правительством были подготовлены два программных доклада под общим названием "Инновационная стратегия Канады" с конкретными рекомендациями и сроками перехода к новой экономики, в которой образование и наука, исследования и их внедрение играли бы ведущую роль. В первом из них "Достижение совершенства путем инвестий в человеческий потенциал, знания и возможности" область знаний рассматривается как национальное богатство стратегического значения, и предлагается комплекс мер по усилению в стране научно-исследовательской деятельности в целях создания в Канаде "инновационной экономики". Во втором докладе "Вопросы знания: профессиональные навыки и система образования для канадцев" рассматриваются меры по совершенствованию в Канаде системы образования, исходя из того обстоятелльства, что в новой экономике, основанной на знаниях, основным ресурсом являются таланливые и подготовленные в образовательном плане люди.

В сопроводительном письме Парламенту Канады по поводу принятия новой национальной стратегии бывший в то время премьр-министром страны Ж.Кретьен, в частности, отметил: "В новой экономике глобального знания 21 века процветание зависит от инноваций, которые, в свою очередь, зависят от инвестиций в развитие творчества и таланта нашего народа. Мы должны инвестировать не только в технологии и инновации, но...и в питательную среду, которая позволила бы всем канадцам извлекать выгоду от талантов, навыков и идей..." . В обсуждении разработанной стратегии создания "инновационной экономики" приняли участие более 10 тыс. канадцев, предложения которых, в конечном счете, позволили, как отмечалось на форуме, выделить из более 100 рекомендаций 16 наиболее важных в краткосрочном плане. Завершилось это обсуждение проведением в ноябре 2002 года в г. Торонто Национального Саммита (форума), принявшего программу создания в Канаде экономики, в которой основными движущими силами являлись бы наука, образование и инновацинная деятельность (National Summit on Innovation and Learning). В форуме участвовали бывший Премьер-министр Жан Кретьен, ведущие министры федерального правительства, а также около 500 делегатов, представляющих интересы деловых и научных кругов, профсоюзов и неправительственных организаций, государственных лидеров различного уровня.

Среди основных задач программы — увеличение в 3 раза расходов частного сектора и удвоение к 2010 г. расходов на НИР федеральным правительством. За этот же период предусмотрен рост числа студентов и аспирантов в среднем на 5% в год, специальное соглашение о поддержке расширения НИР в университетах (вдвое по объему финансирования к 2010 г., а также планируется втрое увеличить количество результатов НИР, доведенных до коммерческого использования) будет заключено между правительствои и Канадской ассоциацией колледжей и университетов. Надо сказать, что в настоящее время рост числа студентов, успешно закончивших магистатуру и аспирантуру составляет 1,2 % в год. В 1998 г. число студентов, получивших степень магистра составило более 22 тысяч, а число аспирантов, получивших научную степень, — около 4 тысяч.

Значительно будет ослаблен режим принятия в страну высококвалифицированных иммигрантов, а также предоставлены права для дальнейшей работы иностранным студентам, обучающимся в Канаде, выравнены уровни зарплаты иммигрантов и канадцев и т.д. Именно в этих целях федеральное правительство внесло на рассмотрение парламента новый законопроект по иммиграции и защите беженцев (Immigration and Refugee Protection Act), который и вступил в силу в июне 2002г. В 2000 г. 44% из более 250 тыс. новых иммигрантов, приехавших в страну, имели университетское образование, а 58 % — образование выше среднего. В том же 2000 г. в Канаду въехало более 86 тыс. квалифицированных рабочих на временную работу и 63,6 тыс. иностранных студентов для учебы в образовательных учреждениях университетского уровня. В более долгосрочной перспективе канадское правительство планирует довести уровень ежегодной иммиграции до 1% от численности населения, сделав основной упор на квалифицированные кадры. Уже в 2010 г. ожидается, что 65 % всех имигрантов в Канаду будут иметь университетское или сопоставимое с ним образование.

Вместе с тем в Канаде осознают, что пополнение высококвалифицированной рабочей силы только за счет притока иммигрантов не позволит удовлетворить растущий спрос на нее в условиях снижения доли молодежи в структуре населения. В этой связи планируется в течение ближайших 5 лет обеспечить повышение квалификации более чем 1 млн. канадских граждан.

Особая роль отводится совершенствованию всей системы образования — планируется сокращение числа канадцев с низким уровнем образования на 25%, укрепление системы школьного образования, расширение государственной поддержки и займов университетским студентам, специальные меры для поощрения образования женщин, выходцев из коренных народов и других социально незащищенныых групп населения. При этом следует напомнить, что вся система образования находится в исключительной компетенции провинций — именно они устанавливают свои стандарты в области образования, регулируют соответствующую область по своим законодательным нормам (на федеральном уровне в Канаде нет министерства образования). Тем не менее, именно канадское образование, в первую очередь система высшего образования имеют международную репутацию — в канадских вузах, например, ежегодно получает образование свыше 100 тысяч иностранных студентов.

Наиболее заметны и меры институциональной поддержки общенациональной программы. Надо сказать, что в программе участвуют практически все федеральные министерства и ведомства при координирующей роли Министерства промышленности (Industry Canada). На федеральном уровне сложилась и своеобразная структура институциональной и финансовой поддержки инновационной деятельности. В частности, еще в 1997 г. правительством страны был создан Канадский фонд инноваций (Canada Foundation for Innovation), независимая корпорация, основная задача которой состоит в финансовой поддержке научной деятельности университетов, колледжей, медицинских учреждений и других, главным образом неправительственных организаций. Федеральное правительство Канады вложило более 3 млрд. долл. в деятельность фонда. Канадский фонд инноваций также призван обеспечить привлечение в сферу науки наиболее перспективных кадров, их подготовку и повышение квалификации, а также создать условия для их сотрудничества и вневедомственной кооперации.

Этим же задачам, по-существу, служит и Программа поддержки сети исследовательских кафедр (Canada Research Chairs), обеспечивающая с 2000 года финансовую и информационную поддержку наиболее видных исследователей в канадских университетах. В списке выдающихся ученых сейчас более 2 тысяч преподавателей и исследователей университетов. В 2004-05 гг. планировалось израсходовать 900 млн. долл. на поддержку сети исследовательских кафедр.

В целях стимулирования инновационной деятельности в частном секторе экономики Канады создан так называемый Фонд технологического партнерства (Technology Partnership Canada), который осуществляет капиталовложения в частном секторе для развертывания исследовательской деятельности малых и средних промышленных фирм. Главными сферами применения государственных инвестиций являются такие как экологические технологии, биотехнология, информация и коммуникации, новые технологии в производстве материалов, наконец, аэрокосмическая отрасль и оборона. Одновременно государственная помощь осуществляется и в маркетинге новой технологии и продукции соответствующих отраслей.

В ближайшее время с участием частного капитала планирется создание так называемого Канадского образовательного института, в задачу которого входила бы научная проработка принимаемых решений, имеющих национальное значение.

В связи с принятием общенациональной инновационной программы возросла роль и ранее действующих консультативных органов государства в бласти науки и техники. Речь идет о Национальном исследовательском совет Канады, а также о двух профильных советах — Совете по исследованиям в области естественных и инженерных наук (Natural Sciences and Engineering Research Council of Canada) и Исследовательском совете в области социальных и гуманитарных наук (Social Sciences and Humanities Research Council of Canada), который с момента своего создания в 1977 г. поддерживает и координирует научные исследования в университетах и неправительственном секторе в гуманитарной сфере.

Создана и информационную сеть по инновационным инициативам (Networks of Centers of Excellence), задача которой состоит в своевременном обмене информации и стимулировании передачи передовой технологии в разные области хозяйства Канады. На поддержание этой общенациональной информационной системы, с которой сотрудничают более 750 частных компаний, 150 университетов, более 200 государственных ведомств разного уровня и 280 других организаций, правительство ныне выделяет около 80 млн. долл. в год. Следует упомянуть и о том, что при правительстве страны также действует с 1996 г. Консультативный совет по науке и технологиям (Advisory Council on Science and Technology), в состав которого входят наиболее выдающиеся ученые и практики в научно-технической области.

В целом, все эти и другие меры по реализации концепции новой экономики в Канаде в принятой стратегии дифференцированы по четырем основным направлениям:  — поощрение канадского бизнеса для извлечения больших выгод от идей и продуктов знания, а также расширения инвестиций в НИР во всех секторах экономики;  — подготовка специалистов и развитие квалификационных навыков, обеспечивающих функционирование экономики, основанной на знаниях;  — модернизация деловых процессов и государственного регулирования для поощрения результативной инновационной деятельности;  — поощрение местной и личной инновационной деятельности.

Реализация инновационной программы, по словам Ж.Кретьена, не только повысит эффективность канадской экономики, укрепит ее конкурентные позиции, но и позволит Канаде "стать магнитом для талантов и инвестиций со всей планеты". Конечно же, среди факторов нового поворота в политике Канады стоят и конкретные экономические интересы. Так, правительство рассчитывает, что реализация инновационной программы позволит к тому же 2010 г. удвоить приток иностранных инвестиций, поступающих из-за рубежей Северной Америки.

Особая часть новой национальной программы инноваций состоит в ускорении процесса доведения новой продукции, новых знаний до рынка, их коммерциализация. Не случайно, в Тронной речи нового премьер-министра Поля Мартина в феврале прошлого года отмечалось: "Сейчас мы должны сделать гораздо больше, чтобы гарантировать преобразование наших инвестиций в знания в коммерческий успех. Мы должны сделать гораздо больше для того, чтобы наши идеи и инновации не оставались мертвым грузом на бумаге, а выходили на рынок" . Еще ранее, в ходе своей предвыборной агитации в сентябре 2003 г. П.Мартин заявил о том, что "Канада отстает от США в поддержке компаний, которые производят новую продукцию революционного характера" . Это отставание является предметом постоянной озабоченности канадского правительства.

Место Канады в глобальной инновационной деятельности.

Для оценки инновационного потенциала Канады приведем некоторые сопоставления этой страны с ведущими западными странами, и прежде всего с ее главным партнером и соседом — США (приведенные данные относятся к 1999 году).

Таблица 2. Место Канады среди ведущих экономик Запада по уровню инновационной деятельности.

Виды инновационной деятельности Место Канады среди семи ведущих экономик Запада Место США среди семи ведущих эко-номик Запада
Применение внешних патентов
5
1
Применение национальных патентов
5
7
Относительный уровень занятости в НИР
5
2
Расходы частного сектора на НИР
6
2
Государственные расходы на НИР
7
2
Интенсивность НИР
6
2
Технологии в торговом обороте
5
3

Источник: Achieving Excellence. Investing in People, Knowledge and Opportunity. Canada´s Innovation Strategy. Section 2, How Is Canada Doing in a World Driven by Innovation. Ottawa, 2001, p.35

Не трудно заметить, что нынешнее положение Канады в инновационной деятельности в целом отражает общие тенденции в развитии "большой семерки" Запада. Занимая седьмое место по уровню экономического развития, по приведенным показателям инновационной деятельности Канада в основном занимает пятое-шестое место. Относительно невысокий уровень инновационной деятельности в рамках ведущих индустриальных странсвязывается в Канаде с общим состоянием канадской экономики и социальной сферы, некоторые сравнительные оценки которых приведены в таблице 3. Показателен и тот факт, что уровень конкурентноспособности канадской экономики оценивается Всемирным экономическим форумом только 11-ым местом в ранжированном списке этой международной организации . Другая причина видится в относительно низком уровне коммерциализации продукции нововведений в Канаде. Так, в обрабатывающей промышленности Канады нововведение в услугах или продукции почти каждого ее предприятия появляется в среднем через три года, однако только 27 % продаж предприятия связано с недавними нововведениями, в то время как, например, в Германии этот уровень достигает 48 %.

Таблица 3. Сравнительное положение Канады среди ведущих индустриальных стран (по данным государственных организаций Канады на 2001-2002 гг.)

Сфера деятельности
Оценка положения Канады
Ведущая страна в данной сфрере
Экономическое развитие
среднее
США
Развитие рынка рабочей силы
высшее
США
Инновационная деятельность
низкое
Швеция
Охрана окружающей среды
низкое
Швеция
Образование
среднее
США
Здравоохранение
среднее
Япония

Источник: The Conference Board of Canada. Performance and Potential 2001-02, Ottawa, 2001, p.9

Однако по темпам роста инновационной деятельности положение Канады оказывается более весомым, о чем говорят данные следующей таблицы 4, где приведены средние темпы увеличения инновационной деятельности за период 1981-1999 гг. Эти данные свидетельствуют о значительном потенциале Канады в сфере инноваций, о динамично развивающейся в этой стране научно-технической сфере. Не случайно, и по темпам роста конкурентноспособности своей экономики Канада ставится Мировым экономическим форумом на третье место в мире после Японии и США. Показательным является и тот факт, что по уровню доступа населения к Интеренту Канада занимает второе место в мире после Южной Кореи (6,2 на 100 жителей), опережая многие ведущие страны (США — 3,2, Швеция — 4,5 и т.д.)

Таблица 4. Место Канады среди ведущих экономик Запада по темпам роста инновационной деятельности.

Виды инновационной деятельности Место Канады среди семи ведущих экономик Запада Место США среди семи ведущих эко-номик Запада
Применение внешних патентов
1
2
Применение национальных патентов
4
5
Относительный уровень занятости в НИР
1
6
Расходы частного сектора на НИР
1
4
Государственные расходы на НИР
3
4
Интенсивность НИР
1
5
Технологии в торговом обороте
6
5

Источник: Achieving Excellence. Investing in People, Knowledge and Opportunity. Canada´s Innovation Strategy. Section 2, How Is Canada Doing in a World Driven by Innovation. Ottawa, 2001, p.37

Сравнивая темпы роста инновационной деятельности и разных странах, нетрудно отметить особое место Канады. За последние два десятилетия прошлого века в Канаде отмечены наибольшие темпы роста занятых в сфере НИР, а также в росте затрат на НИР в частном секторе экономики . Практически по всем показателям Канада опережает своего мощного соседа, стремясь достичь равновесного положения в этой определяющей области экономического развития.

Возьмем в качестве примера патентное дело. Только в 2001 г. федеральное правительство Канады получило патенты на 110 нововведений и получило доход от продажи лицензий на патенты в 16 млн. долл. (для сравнения отметим, что этот доход в 1999 г. составил только 4 млн. долл.). Наибольший доход в виде так называемых роялти получили в указанном году министерство природных ресурсов (4,4 млн. долл.) и министерство сельского хозяйства и продовольствия (4,1 млн. долл.) .

Надо сказать, что развитие научно-технического потенциала Канады на протяжении многих десятилетий определялось экономической зависимостью от США — это и присутствие значительного числа американских компаний на канадском рынке, обеспечивающих интересы своих материнских компаний, и заметная сырьевая направленность в канадском экспорте в США, и "утечка мозгов", квалифицированных кадров на емкий американский рынок и т.д. В результате, совокупные затраты на НИР по отношению к ВВП в Канаде оказались в 2-2,5 раза ниже, чем в США и ведущих европейских странах . Кроме того, и в плане инноваций зависимость эта оказывала серьезное влияние на становление собственного научно-технического потенциала. Наиболее очевидно эта зависимость просматривается в отраслях, контролируемых американским капиталом — таких как автомобилестроение. Однако это влияние просматривается и, казалось бы, в отраслях, базирующихся на сугубо канадской почве. Скажем, во внедрении запатентованых технологий и продуктов в производстве растительного масла "канола", имеющего канадское происхождение, используются главным образом американские патенты (как было подсчитано, во всех новвоведениях в этой сфере использовано 75 канадских патентов против 559 иностранных, главным образом американских ).

Затрагивая вопрос о квалификационном уровне рабочей силы, надо отметить высокий уровень образования населения страны — каждый год около 30% занятых в производсве и услугах обеспечивается курсами переподготовки или повышения квалификации. Вместе с тем этот показатель выше в Великобритании, где более половины всех занятых в возрасте от 25 до 54 лет проходят то или иное дополнительное обучение, в США — более 40%. Организация дополнительного обучения наиболее эффективна на крупных фирмах, а в Канаде 87% всех фирм насчитывают от 1 до 19 сотрудников, то есть относятся к малому бизнесу. Предпринятое недавно снижение налогов на расходы по обучению, развитие практики обучения на рабочих местах и расширение дистанционного обучения позволят в ближайшее время, как считают в Канаде, существенно сократить разрыв в квалификационном образовании с ведущими странами.

Основные факторы построения инновационного общества

Принятие национальной инновационной программы при лидирующей и координирующей роли государства показывает особую его роль в становлении научно-технического потенциала страны. Именно выдвижение научно-технической политики в перечень главных направлений деятельности государства создает благоприятные условия для реализации задач общенациональной инновационной программы.

Однако для формирования общества, основанного на знаниях и обучении, для построения соответствующей экономической деятельности этого важного условия оказывается недостаточно. Требуется мобилизация усилий всех общественных структур, вовлечение в процесс обучения всех слоев общества, признание исключительной роли образования и науки не только для развития высокотехнологических отраслей экономики, но и для традиционного хозяйствования, для повседневной жизни населения. И об этом достаточно убедительно говорит канадский опыт перехода к инновационному обществу.

Не случайно в принятой инновационной программе канадское правительство фактически взяло на себя роль "информационного агента" для всей программы, аккумулируя, анализируя и широко распростаняя информацию об опыте инноваций во всех отраслях экономики, а также в значительной степени — и это важный показатель — в социальной сфере, в жизни городских и сельских послений, вплоть до бытового уровня. Ведущая роль в этом процессе отведена Министерству промышленности Канады, которое не только располагает собственным крупным исследовательским бюджетом и собственными научно-аналитическими подразделениями, но и ныне проводит огромную работу по сбору, анализу и распространению информации об инновациях в различных отраслях и регионах страны, а также по координации связей между государственными ведомствами, лабораториями, частным сектором, университетами и общественными организациями. Показательно, что федеральное правительство открыло специальный вэб-сайт в сети Интернета, где любые заинтересованные организации или физические лица могут ознакомиться с новостями в области инноваций в различных отраслях хозяйства, с действующими в этой области программами государственной поддержки, в том числе финансовой, где можно найти заинтересованных партнеров по реализации разнообразных научно-технических проектов .

Конечно, государственное участие в качестве лидера общенациональной программы и так обеспечивает и социальную направленность нового инновационного процесса в Канаде. Речь идет о мотивации местных и индивидуальных инициатив в этой области, но также и о поддержке, например, информатизации и компьютеризации объектов социального назначения — школ, библиотек, отдаленных поселений и т.д. Особое место в государственной политике занимает и поддержка образования талантливой молодежи — число программ, обеспечивающих эту поддержку через систему грантов значительно увеличилось именно в самые последние годы. По крайней мере три таких программы (Canada Millennium Scholarship, Canada Study Grants, Canada Education Saving Grants) действуют сейчас для подготовки специалистов высшей квалификации на федеральном уровне, хотя, напомним, сфера образования в Канаде относится к компетенции провинциальных властей и на федеральном уровне даже нет министерства образования.

Намечаются и определенные изменения в структуре финансирования научно-технических мероприятий и деятельности. Надо сказать, что в Канаде можно говорить о наметившемся сдвиге в сторону "регионализации" канадской науки, ее приближении к конкретным местам практического применения ее достижений. И этот процесс начался не сегодня. Структуру всех затрат на науку и технику на уровне провинций можно проиллюстрировать на примере динамично развивающейся провинции Альберта (Таблица 5). Для сравнения отметим, что затраты на НИР в Альберте составили в то время около 1% от провинциального ВВП — в таких же провинциях как Онтарио и Квебек этот уровень составил около 2,5 % от провинциального ВВП, в то время как для всей Канады — 2 % от ВВП .

Таблица 5. Затраты на НИР в Альберте, 1997

Источники финансирования
Расходы, в млн. долл.
Федеральное правительство
196
Провинциальное правительство
103
Частный сектор
476
Высшая школа
126
Иностранные источники
83
ВСЕГО
984

Источник: J. Chrisman, A. Holbrook, J.Chua "Innovation and Entrepreneurship in Western Canada. From Family Business to Multinationals", University of Calgary Press, 2002, р. 92

С принятием национальной инновационной программы можно говорить об углублении процесса "регионализации" науки, поскольку одно из основных направлений инновационной деятельности заключается в развитии научно-технического потенциала отдельных канадских сообществ и поселений (community level). В той же провинции Альберта в 1999 г. было создано крупное Министерсто по делам инноваций и науке (Ministry of Innovation and Science), которое объединило свыше десятка различных подразделений в государственных ведомствах провинции и иницировало ряд программ по поддержке инновационноц деятельности в провинции.

Создание конкурентноспособных технологических парков вокруг исследовательских центров (получивших здесь название "технологических кластеров") для налаживания продуктивного взаимодействия государственных, деловых организаций с местными структурами, в том числе общественными — одно из подтверждений этоо процесса. Планируется, что к 2010 г. в Канаде будет действовать не менее десятка таких "кластеров", котрые самостоятельно будут выходить на национальный и международный рынки для реализации своих нововведений в коммерческих целях. Такая политика, направленная на мотивирование инновационного процесса в регионах на местном уровне представляется чрезвычайно важной для развития регионов Канады. Уже известны "технологические кластеры" по развитию средств связи и информации в районе городов Торонто и Ватерлоо (провинция Онтарио), по развитию биотехнологии для сельского хозяйства в г.Саскатун, по равитию финансовых услуг в Монреале и другие. В предстоящем десятилетии крупные вложения планируется сделать в развитие таких "технологических кластеров" в провинциях Квебек (производство алюминия), Новая Шотландия (информационные технологии), Ньюфаундленд (морские ресурсы и технологии) и т.д.

В новой программе предусматривается и серьезная поддержка инновационной деятельности малого и среднего бизнеса, а также растущего сектора неправительственных организаций, В этой связи следует ожидать изменений в структуре объектов государственного финансирования . Видимо, роль малого бизнеса и неправительственного сектора будет более заметной в структуре государственного финансирования, то же следует сказать и об университетской науке, поскольку планируется заметное увеличение числа студентов канадских вузов. Всего сейчас в рамках федерального правительства действует 35 программ финансовой помощи научно-исследовательским и технологическим проектам, которые осуществляют ведущие министерства и ведомства. Вместе с тем — что характерно для нынешней государственной политики — это и финансовая поддержка ведущих компаний, осуществляющих инновационную деятельность. В качестве примера можно упомянуть государственную поддержку разработок газотурбинных двигателей, осуществляемой мировым лидером в этой области — корпорацией "Пратт энд Уитни". В январе этого года федеральное правительство выделило на эти цели 207 млн. долл. При этом можно заметить, что корпорация, в свою очередь, ежегодно привлекает для соответствующих разработок 16 канадских университетов, выделяя ежегодно 11 млн. долл. на их научную деятельность. Именно таким образом складывается система партнерства между различными структурами канадского общества для решения научно-технологических задач.

В целом же, в Канаде создаются все предпосылки для перехода к качественно новому пути развития, основанному на непрерывном образовании и инновациях.Этот переход обусловлен необходимостью приритетного развития наукоемких отраслей производства страны, обеспечивающих повышение конкурентноспособности Канады на мировом рынке и привлечение иностранного капитала в ее экономику. Вместе с тем правительство Канады, принимая программу создания инновационного общества, исходит из того, что в инновационный процесс должны быть вовлечены все сектора экономики и все слои канадского общества, которые в тесном взаимодействии и при финансовой и инфомационной поддержке государства могут обеспечить решение поставленных задач, в частности вывести Канаду в пятерку наиболее развитых в научно-техническом плане стран. Одно из главных условий этого процесса — расширение и совершенствование всей системы образования в стране, обеспечение непрерывного повышения квалификации занятых в хозяйстве, ужесточение квалификационных требований для прибывающих в страну иммигрантов. Особая роль отводится и регулирующей деятельности государства, правовые, налоговые и кредитно-финансовые рычаги которого должны в ближайшее время способствовать значительному увеличению расходов частного сектора на научные исследования и разработки, его активному сотрудничеству с государственными научными учреждениями и университетской наукой, ускоренному выходу нововведений на внутренний и внешний рынки. Главным же в этом процессе видится создание социальной основы для новой экономики, базирующейся на знаниях и непрерывном обучении. Именно поэтому инновационная программа Канады принималась в рамках широкого общественного обсуждения ее задач и механизмов, а ее реализация основана на вовлечении потенциала самых различных кругов населения, всех регионов страны.

___________________________

1 Canada Yearbook, 2001, p.323
2 H.Black, Canada and the Nobel Prize. Biographies, portraits and fascinating facts, Pembroke Publishers Ltd, 2002, 120 pp.
3 OECD. Main Science and Technology Indicators 2004/1. July 2004, Paris, p.15
4 OECD. Main Science and Technology Indicators 2002/2. December 2002, Paris, p. 21
5 Весьма характерно, что Европейский Союз, так же как и Канада установили задачу увеличения этого показателя до 3 % к 2010 г.
6 Здесь и далее канадские доллары.
7 Statistics Canada, Esimates of Canadian Research and Development Expenditures (GERD), Canada, 1992 to 2003, and by Province 1992 to 2003, Ottawa, January 2004
8 Achieving Excellence. Investing in People, Knowledge and Opportunity. Canada´s Innovation Strategy. Executive Summary. Ottawa, 2001, p.1
9 Discours du Trone, Le 2 fevrier 2004, ouvrant la troisieme session de la trente-septieme legislature du Canada, Ottawa, 2004, p.24
10 CBC News Online, November 14, 2003
11 World Economic Forum. Global Competetitiveness Report, N.Y.-Geneva, 2001, p.21
12 Achieving Excellence: Investing in People, Knowledge and Opportunity. Executive Summary, Ottawa, 2001, p.4
13 Statistics Canada, Federal Science Expenditures and Personal Survey 2002-03: Intellectual Property Management Annex, Ottawa, 2002
14 Более подробно см. статьи Л.А.Немовой в нашем журнале NN 8-9 за 2003 г. —  "Современный этап развития научно-технического потенциала Канады".
15 J. Chrisman, A. Holbrook, J.Chua "Innovation and Entrepreneurship in Western Canada. From Family Business to Multinationals", University of Calgary Press, 2002, ?.
16 Http://www.innovation.gc.ca
17 Statistics Canada, Science Statistics Service Bulletin, vol. 28, No 2, January 2004
18 Напомним, что около 60 % государственного финансирования направляется в государственные исследовательские и внедренческие организации, свыше 20 % — в университеты и медицинские учреждения, свыше 15 % — в частный сектор и 5 % — на поддержку неправительственного сектора и международные научные проекты.

Соколов В.И.



Мы знаем все об образовании за рубежом!

 
|  О проекте  |  Контакты / Contact us  |  Ссылки  |       
        

© STUDYCANADA.ru 2004-2015
Поддержка проекта: Бюро международных образовательных программ «Прямой разговор»
Телефон: +7 (495) 995-95-14
При использовании материалов STUDYCANADA.ru ссылка на сайт обязательна